Сегодня испанцы говорят: “Демократия в нашей стране совсем молодая”. За точку отсчета они берут конец фашистской диктатуры Франко и начало демократических перемен в стране — переходный период, стартовавший в середине 70-ых.
Смерть Франко и реставрация монархии
Историки до сих пор спорят, какие именно события необходимо считать началом так называемого “Transición democrático” (исп. — дословно “Переход к демократии”). Называют дату восшествия на престол короля, смерть диктатора, и даже вступление в “Европейское сообщество” в 1986 году.
Но ясно одно – именно после кончины Франсиско Франко для Испании открылась абсолютно новая страница истории. Страна, казалось, впавшая в летаргический сон почти на 40 лет, наконец проснулась. В некоторых регионах известие о смерти диктатора стало поводом для массовых уличных праздников. В Каталонии, например, люди выходили на улицы, обнимались и танцевали от радости. Сообщалось, что через два часа после объявления во всех магазинах Барселоны полностью раскупили шампанское.
Последние годы Франко тяжело болел, и многие понимали, что конец близок. Диктатор заранее назначил себе преемника — короля Хуана Карлоса I (который возглавлял испанскую монархию с 22 ноября 1975 года по 18 июня 2014 года). Когда Хуан Карлос пришел к власти было совсем непонятно, куда качнутся весы. В обществе он был встречен с огромным недоверием. Франкисты считали его изгоем, который предает идеи Франко. Оппозиция, наоборот, воспринимала его как ставленника диктатора — но тоже не принимала.
А в результате именно король сыграл одну из решающих ролей в создании “новой” Испании.
Либеральные реформы короля: освобождение заключенных и женщин
Годы, проведенные рядом с Франко, не превратили Хуана Карлоса в его политического единомышленника. Все больше наследник престола склонялся к либерально-демократическим идеям.
Король отказался от резкого демонтажа франкистской системы (за немедленную ее ликвидацию выступала оппозиция, представленная коммунистами и социалистами), а избрал путь медленных изменений, реформ, получив при этом поддержку народа. Первые годы в создании нового политического устройства даже активно участвовали люди, ранее управлявшие страной вместе с Франко.
Реформы начались с объявления амнистии политзаключенных. В 1977 году король распустил правящую при Франко партию — Испанскую Фалангу. Одновременно он легализовал все прочие партии — от консервативных до коммунистических, а также профсоюзы. В том же году были проведены первые всеобщие выборы. Все женщины страны впервые получили право избирать и быть избранными. Спустя еще год была принята новая Конституция Испании, которая даровала гражданские свободы, превратив страну в парламентскую монархию. Провинции получили возможность федерального самостоятельного правления и развития.
Но при всей либеральности реформ, тема кровавых преступлений диктатуры в новой Испании оставалась табу. Зверства прежнего режима не стали предметом широкого обсуждения в обществе или в парламенте страны. И до сих пор в ряде городов и селений еще существует много различных памятных символов диктаторского правления: названия улиц, площадей, памятные знаки на зданиях. А среди населения остались сторонники старого режима и Франко.
Пробуждение страны было очень резким и не всегда контролируемым. Одновременно с переговорами политических сил и принятием новых законов по стране проносились тяжелые уличные бои левых с полицией и выступления сепаратистов, ультраправые готовили теракты. Все эти события чуть было не привели к гражданской войне и государственному перевороту.
Уровень ненависти к новым властям и к короне в целом, среди левых активистов, рабочих и независимых профсоюзов поначалу был очень высок. На манифестациях регулярно звучали призывы свергнуть короля немедленно. Но постепенно в результате новых и новых реформаторских действий властей ситуация начинала стабилизироваться.
И сегодня именно испанский переход от авторитаризма к демократии некоторые политологи называют близким к эталонному. Становление новой политической системы все же не привело к серьезным социальным, экономическим и политическим потрясениям. Транзит оказался достаточно плавным и последовательным. Одной из особенностей испанского переходного периода историки считают то, что инициатором трансформации и ее главным исполнителем являлась правящая элита.
Согласно опросам, сегодня большинство испанцев (восемь из десяти) позитивно оценивают правление Хуана Карлоса I в течение тридцати пяти лет демократии в стране.
В 2014 году Филипп VI стал самым молодым монархом Европы, после того, как его отец Хуан Карлос отрекся от престола в его пользу. Официально причиной отречения стал возраст и проблемы со здоровьем, однако на деле виной всему стала резкая потеря популярности монарха среди простого населения. В отличие от британцев, испанцы совсем не против того, чтобы их король принимал участие в политической жизни страны. Тем более, если это будет умный и активный Фелипе, ведь согласно опросам, новый король гораздо популярнее своего не менее легендарного отца.
Подберем квартиру, поможем купить дом, купить коммерческую недвижимость, организуем открытие отеля с нуля или сделаем ремонт недвижимости в Испании в регионе Валенсия.