Прогуливаясь по набережной Барселонета, можно увидеть фонтан-арку Font de Carmen Amaya. Это скромная дань жителей Барселоны легендарной танцовщице фламенко Кармен Амайя, которая, благодаря своему уникальному таланту, из бедной цыганской девчонки превратилась в мировую звезду и королеву своего жанра. Место фонтана-памятника выбрано не случайно: именно там в начале прошлого столетия проходила граница трущобы Соморростро, в которой Кармен родилась и помогала своему отцу-гитаристу зарабатывать на жизнь своими танцами и песнями.
Впервые ее имя появилось в прессе благодаря высказыванию критика Себастьяна Гаша из газеты “Мирадор”: “Представьте маленькую цыганскую девочку четырнадцати лет, сидящую в начале представления на стуле. Карменсита казалась мёртвой, словно статуя, надменной и величественной, с неописуемым благородством, но одновременно закрытой от внешнего мира, отсутствующей, игнорирующей всё, что вокруг неё, – она была одна в своём мире, в котором с потрясающим отношением к исполняемому позволяла своей душе быть недосягаемой. И вдруг – прыжок, и маленькая цыганочка уже танцует! Это неописуемо. Клянусь, это танец чистейшей души. Чувства, дающие вспышку. Движения, отделяющие человека от настоящего ангела. Так превращала она жизнь в геометрию”.
Это описание наиболее четко и емко отображает саму суть явления фламенко. Ведь это направление песенно-танцевального искусства зародилось очень давно, еще до начала нашей эры на месте современного региона Андалусия — государстве Тартесс. Культура народа Тартесса, в особенности ее музыкальная часть, впитала в себя элементы финикийского, римского, греческого, а позже — и арабского искусства. Но завершающим орнаментом в становлении фламенко послужили, конечно же, свободолюбивые цыгане, которым сильно доставалось от коренного населения Андалусии и почти единственной отдушиной и способом протеста против угнетения стали песни о тяжелой судьбе и любви — фламенко. С тех пор надрыв, крик отчаяния, оголенный нерв, рвущаяся на волю душа стали неотъемлемым букетом эмоций этого жанра искусства.
Фламенко перерождалось много раз: от цыганской песни до зрелищного спектакля, рассчитанного на широкие массы. Танцы и пение фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (palmas), игрой на перкуссионном ящике (cajón); иногда — кастаньетами. Причем, интересный факт: кастаньеты применяются не так часто, как хотелось бы верить иностранным туристам. Настоящие исполнители фламенко предпочитают не сковывать свои руки посторонними предметами — танец получится не слишком выразительным. Исполнители фламенко называются «bailaor» (танцор) и «cantaor» (певец), «tocaor» (гитарист). Всего существует около 50 подвидов фламенко, которые можно разделить на две большие группы в зависимости от передаваемых эмоций — канте хондо и канте чико.
Канте хондо (Cante jondo)
В переводе с андалузского – «глубокое» или «высокое» пение. Обычно это сольное исполнение, не предполагающее никакой «тональной» гармонизации, но несущее в себе почти душераздирающий драматизм и умение передать сильные эмоции слушателям — практически испано-цыганский вариант школы Станиславского. Высокий стиль, который сперва кажется непривычным и требуется время, чтобы раскусить и распробовать его.
Канте чико (Cante chico)
В противоположность канте хондо, канте чико — это «малое» пение, радостное и задорное фламенко. В настоящее время эта разновидность наиболее популярна у исполнителей и у слушателей, потому как страдать испанцы долго не могут — больше любят веселиться, громко отчеканивать каблуками и хлопать в ладоши в такт музыке.
Если вам понравилась статья, поделитесь с друзьями в своих социальных сетях:
Меня зовут Андрей Суслов, я специалист по инвестициям в европейскую недвижимость с большим стажем. Знаю, как правильнее всего вкладывать средства, чтобы выгодно приобрести квартиру, дом или коммерческую недвижимость в Испании для личного пользования или получения дохода.